Саша Чеботарёв (slash_man) wrote,
Саша Чеботарёв
slash_man

Схема минского метро 2016

Транспортная и пешеходная навигация Минска вызывает скорбь и сострадание. Чистый, открытый, поистине европейский город должен быть примером для подражания и задавать высокие стандарты в любой области деятельности. Там, где другие идут маленькими шажками, мы должны не бояться и шагать семимильными. Столица это лицо страны, а лицо у нас, скажем прямо, какое-то помятое и с мешками под глазами.

Всем привет, меня зовут Саша Чеботарёв и я дизайнер. Данным сообщением я предлагаю протереть глаза, умыться, взбодриться и начать активную деятельность по анализу, разработке и внедрению в городскую среду собственное единое визуальное оформление города. Под визуальным оформлением я подразумеваю транспортную и пешеходную навигацию, адресные таблички, знаки, символы, иконки, карты и схемы. Все эти элементы должны быть комфортными, удобными, понятными и иметь общую графическую стилистику и функциональную логику. Хороший, умный, всегда под рукой информационный и навигационный городской дизайн это имидж города. А имидж города это развитие туризма, бизнеса и привлечение инвестиций.

«Иногда архитекторы не осознают необходимость информационной графики в общественных местах или боятся, что ее присутствие нарушит их собственную эстетическую концепцию. Для успешной реализации проекта необходимы глубокое понимание проблемы и динамики самого дизайна, а также способность к сотрудничеству и кооперации». Дэвид Гибсон.

К архитекторам я бы добавил чиновников и руководителей различных департаментов. Мало того, существует ряд независимых дизайнеров, которым небезразлична окружающая среда и которые готовы плодотворно сотрудничать по самым разнообразным вопросам. На белорусских порталах с регулярной периодичностью появляются новости о том, что тот или иной дизайнер бесплатно в своё свободное время разработал что-либо для города. Но все разработки так и остаются в дизайнерских домашних шуфлядках. Почему? Ведь именно такие люди смотрят на окружающую среду свежим взглядом и, как показывает опыт, предлагают инновационные, удобные, работающие, умные и правильные решения.

В 2013 году я начал проект с вагонной схемы метро. Сегодня предлагаю комплекс как графических, так и функциональных решений для минской подземки.


Начнём своё путешествие и пойдём по пути пассажира, отыскав глазами знак метрополитена в городской среде мы увидим вот такие непексоджи
nepexog.png

Все эти болгарские непексоджи необходимо заменить на традиционную правильную кириллицу. Развивающийся город должен быть грамотным
nepexog2.png

А ещё лучше сразу по-белорусски, чтобы по два раза не переклеивать
nepexog3.png

Далее спускаемся в переход и через дверь (с которой необходимо будет ещё разобраться) заходим в вестибюль и видим свежую, красивую, удобную схемо-карту. Существует два понятия, на первый взгляд может показаться, что они означают одно и то же, но это не так. «Схема» и «Карта». Необходимо понимать их различия и при совмещении быть предельно аккуратными, не превращая всё в кашу. Вестибюльная схемо-карта получила самые необходимые элементы для ориентирования пассажиров, связав как линии метро, так и наземный транспорт.


Вестибюльная схема
9.jpg

Однозначно, на схеме необходимо использовать «пеньки». У пассажиров должно быть четкое и быстрое подсознательное различие между похожими элементами. Обычная станция — пенёк, пересадочная — кружок (или ещё что-либо). Пенёк это перспективное решение, он точно указывает на текстовую информацию принадлежащую этой станции. Круг же, напротив, может легко создать непонимание пассажира о том, какое название станции относится к данному маркеру местности. Множественное количество трактований в любой навигационной единице смысла необходимо сокращать до минимума.


1.png
Технические удобства и улучшения:
— Переход Кастрычніцкая-Купалаўская: синяя ветка снизу, красная — сверху.
— Все линии строго вертикальны, горизонтальны и диагональны.
— В любой момент можно убрать слой с латиницей и все основные названия станций будут находиться ровно у своих разделителей
— В любой момент можно увеличить, либо уменьшить шрифт. Он также не изменит своё местоположение
— Все надписи горизонтальны и легко считываются. Необходимость неудобно ворочать головой осталась в прошлом веке.
— Увеличена толщина основных линий
— Графически изменены переходы между ветками метро.
— Расположение линий и станций приближены к реальной карте города.
— Добавлены железнодорожные линии.
— Добавлены трамвайные линии.
— Добавлены зелёные зоны.


Простой для понимания алфавитный указатель без лишнего. Станций немного, поэтому стрелками можно быстро найти местоположение
alphabet.png


Всем известный и привычный маркер геолокации «Вы здесь»
3-01.png



Также был разработан вертикальный вариант с правилами пользования
7.jpg


Итак, мы продолжаем свой путь, покупаем жетончик и спускаемся на платформу. К слову, был создан дизайн лимитированной серии электронных метрокарт в упаковке (6шт), скажем, каждая на 10 поездок и за всё 300000BYN. Из которых можно сложить схему. Мелочь, а приятно
card-01.png card-02.png card-03.png


Схемы на платформах
Для каждой платформы система метросхем должна разрабатываться индивидуально. Везде различные короба, лайтбоксы, стены, архитектура и пространство. Где-то можно использовать вестибюльную, а где-то линейные схемы. К этому всему необходимо учитывать освещение платформы. Поэтому были разработаны варианты на тёмном и светлом фонах.
Третья линия изображена гипотетически и при желании легко убирается. Вообще, на всех схемах третья линия рисуется не для того, чтобы похоливарить на эту тему, а для наглядного понимания перспективности схемы. Когда появятся новые станции ничего переделывать не придётся, достаточно всего лишь включить в графическом редакторе слой и отправить файл на печать. Подобные перспективы необходимо учитывать всегда при разработке систем навигации если есть возможность. А у нас такая возможность имеется.

Горизонтальные
Line_scheme_01-01.png

Line_scheme_01-02.png


Вертикальные
Line_scheme_02-03.png Line_scheme_02-04.png

Line_scheme_02-01.png Line_scheme_02-02.png

Уже давно всем известно, что люди быстрее читают слова, написанные с прописной (после которой все строчные). Таким образом человек мгновенно угадывает слово по форме, а не читает его полностью по буквам
tabl.png
По поводу латиницы всё просто. Она необходима для туристов и граждан из других стран, это всем понятно. Второй момент: если мы её добавили на схему для англоговорящих, тогда, безусловно, она никуда не годится так как просто бессмысленна. А если мы больше принимаем гостей из соседних европейских стран, то прямо сразу закрываем тему и оставляем всё как есть. Для всех мил не будешь.
— Ваш выход, господа статисты!

Вагонная схема
Далее продолжаем путь и заходим в вагон. Здесь находится упрощённая схема для быстрого ориентирования
7.jpg
Правила пользования завёрстаны в три полосы для удобства прочтения. Информация короткими строками проще воспринимается и легко считывается.

Над дверью висят дублирующие линейные схемы
Line_scheme_03-01.png

Line_scheme_03-02.png


В некоторые поезда уже закупили и установили технологии будущего. Пассажиры довольны и в любое время в курсе, какая сейчас станция. Прекрасные диодные схемы для минчан и гостей столицы становятся надеждой на светлое будущее. Любители метро делают видео загорания лампочек в инстаграмы! Радость и улыбки на лицах пассажиров в зимний утренний понедельник
Line_diod_scheme_L-01.png

Line_diod_scheme_L-02.png


Предварительно был протестирован вариант с диагональным текстом. Пассажиры, почему-то, морщились и махали головой влево-вправо. Особенно те, которые стояли слева от схемы
Line_diod_scheme-02.png

Line_diod_scheme-01.png

Встречаем ещё немного хорошего настроения при выходе
Ne_prislon.jpg


Доезжаем до нужной станции и всё вышеперечисленное работает в обратном порядке. Довольные, мы выходим из метро и по хрустящему снегу под ярким солнцем прогуливаемся по городу. В планах ещё много всего. Нарисовать пиктограммы достопримечательностей, пиктограммы правил пользования, иконки, адресные таблички и прочее. Городская навигация огромна и ею пользуются сотни тысяч людей каждый день. Она должна быть графически и стилистически единообразной, понятной, а также иметь между собой связующие элементы.


Бонус-трек: ещё мы с trin zotoff сделали полезную фичу (я подготовил схему, а он всё остальное) для тех, кто желает найти квартиру рядом с метро, да и вообще сравнить ситуацию по городу. Можно смотреть цены на однушку, двушки и даже любые другие квартиры. Ещё там есть Питер, Москва и прочие ништяки. Добро пожаловать www.metroflat.ru сразу на белорусском языке, чистый кайф.


Бонус-трек2: Для любителей популярных сравнений советую прямо сейчас зайти в гугл и внимательно посмотреть на схемы Лондона, Барселоны, Осло, Мадрида, Берлина и многих других городов ;)
scheme_world.jpg


Огромная благодарность за репосты, ретвиты, лайки, пальцы вверх, рассказывание друзьям и всяческую поддержку.
Всем мир!


UPD статья на ситидоге http://citydog.by/post/design-metro/

Tags: метро, метрополитен, метросхема, минск, навигация, схема
Subscribe

Posts from This Journal “схема” Tag

  • Схема минского трамвая 2017

    Друзья, рад представить вашему вниманию новую систему упрощённых схем движения минского трамвая. Открытие минского трамвая произошло 13 октября…

  • Схема трамвайных линий Минска

    Давно хотел запилить схему для трамвайчиков. Так сказать, дань вымирающему виду транспорта в Минске. Рельсы потихоньку демонтируют под видом ремонта…

  • Как я сходил к руководству минского метрополитена

    11 января я опубликовал предыдущий пост. Одна из его идей это комплексный подход в разработке навигации для общественного транспорта. Я представил…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments